Каталог статей

Главная » Статьи » Сотрудничество и кооперация

Превосходство и бессилие МетаКапитализма
G. Means, D. Schneider.

MetaCapitalism.

The e-business Revolution and the Design of 21 st-Century Companies and Markets.

N.Y., JohnWiley&Sons, Inc., 2000, 186p.p.

Выход в свет монографии известных экспертов консалтинговой компании "Прайс-ватерхауз " Грэди Минза и Дэвида Шнейдера - неординарное событие в жизни глобальных американских, европейских и японских компаний. Авторы проанализировали динамику управления ведущими компаниями мира за последние 20 лет и выявили, как они считают, неизбежность перехода к новой технологии стратегического менеджмента с использованием Интернета - к МетаКапитализму. При этом описание чрезвычайно перспективных методов управления корпорациями сочетается с попытками внести вклад в современную политическую экономию на макро-уровне, что приводит к серьезным заблуждениям, граничащим с иллюзиями, применительно к мировой экономике в целом. И первый, и второй тезисы требуют более подробного рассмотрения и одновременно поиска в содержании монографии проекции на ведущие компании России, а также оценки влияния МетаКапитализма на ее экономику.

Монография являет собой такой агрессивный вид маркетинг-услуг Интернета, что наличие прямого, косвенного или опосредствованного социального заказа группы компаний, производящих компьютеры, программное обеспечение и Интернет-услуги, не вызывает сомнений. Однако из этого не следует, что основные идеи книги не представляют собой практического интереса для других компаний и для потребителя. Научная новизна исследования проявляется прежде всего в попытке открыть новую страницу в политической экономии современного общества, что, естественно, требует нового научного аппарата.

Авторы считают, что МетаКапитализм стал результатом воздействия на деловую сферу следующих пяти факторов: глобализации мировой экономики и всеобщей интеграции рынков капитала посредством расширенного процесса приватизации, снижения торговых и финансовых барьеров, развития глобального рынка и инвестиционных стратегий; реструктуризации компаний в течение последних 20 лет посредством стандартизации бизнес - процесса, фокусирования внимания менеджеров через призму уменьшения стоимости расходов на переналадке бизнес - процесса, синхронизации цепочек снабжения, планирования ресурсов предприятия, содействия пониманию и управлению заказчиком; наращивания размещения и опоры на технологии для управления бизнесом на основе роста возможностей и полезности использования технологий, приводящих к трансформации бизнес - систем; роста необходимости сосредоточения на ключевых вопросах искусства управления бизнесом и как результат неизбежности дистанцирования от процессов, не являющихся определяющими; экспоненциального роста е-мэйловского (электронной почты) бизнеса для заказчика, ускоряющего применение Интернета и создающего предпосылки для е - мэйловского бизнеса в розничной торговле и финансовой сфере с использованием активов заказчика.

Введение понятия МетаКапитализма не сопровождается его четким академическим определением не потому, что авторы к этому не стремятся, а в связи с тем, что как способ производства эта фаза капитализма находится на начальной стадии, и потому формирование МетаКапитализма пока трактуется как появление МетаРынков, групп формирования добавочной стоимости, создателей е-рынков и т.д. В широком смысле революционный переход от классического бизнеса к е-бизнесу, обусловленному пятью выше упомянутыми факторами, и называется МетаКапитализмом. Различные проявления использования Интернета, декапитализации деятельности головной компании, обладающей фирменной символикой, целый набор конкретных отраслевых мероприятий по созданию конкретных МетаРынков - все это составляющие МетаКапитализма. При этом информационная составляющая этого глобального процесса служит как бы стержнем тех технологических нововведений менеджмента, которые уже проявились в деятельности глобальных компаний и которые трактуются как неотъемлемые и неразрывные компоненты е-бизнеса, т.е. осуществления операций в системе компания - заказчик только по электронным каналам. Постоянно проводится мысль о том, что, если бы не было Интернета, то не было бы и МетаКапитализма. Другими словами, все отрасли производства товаров и услуг отныне не способны быть конкурентными без компьютеров, программного обеспечения и сети Интернета. Казалось бы, с коммуникационной точки зрения сегодня выполнение этих условий действительно не вызывает сомнений, и тем самым декларируется зависимость всех отраслей хозяйства от триединой электронной отрасли. Однако на самом деле и приход МетаКапитализма, и реальный вклад Интернета с его аксессуарами в развитие представляют собой гораздо более сложный и противоречивый процесс, чем это следует из рецензируемой монографии.

Если обобщать преимущества МетаКапитализма и декларируемые блага, которые он якобы несет глобальным компаниям, то речь идет прежде всего о МетаРынках или группах формирования добавочной стоимости. Эти преимущества можно свести к следующим.

Возможность закупок. Группы формирования добавочной стоимости создают возможность закупок посредством аггрегирования потребности в закупочном консорциуме. Это приводит к таким преимуществам, как объемное ценообразование, усложнение информации для переговоров с поставщиком, консолидация поставщиков, отчеты о контроле.

Эфективностъ процесса и высокий уровень оперативности. Интегрирование источников, процесс закупок, выставление счетов и оплата, - все это уменьшает стоимость приобретения товаров, получения услуг, доступа к заказчикам. Группы формирования добавочной стоимости, претендующие на обеспечение эффективного бизнес-процесса, должны построить его функционально, включая электронные заявки и их принятие, усовершенствованный и постоянный бухгалтерский учет, улучшенные менеджмент продаж и взаимодействия с заказчиком, усовершенствованный доступ к информации, - все это снижает стоимость сделок и затраченного труда.

Интегрирование цепочек снабжения. В этом секторе стоимость формируется путем отказа или трансформации промежуточных звеньев, более рационального подхода к цепочкам рыночного снабжения, уменьшения времени на операции, снижения уровней инвентаризации, улучшения менеджмента логистики, интеграции процесса планирования ресурсов предприятия.

Аггрегированное содержание/группа. Этот инструмент включает в себя стоимость, полученную от привнесения в сеть знаний, будь это лучшая отраслевая практика, знания менеджмента, результаты изучения исходных данных и другие виды стоимости, определяемые содержанием соответствующих мероприятий.

Эффективность рынка. Группы формирования добавочной стоимости обеспечивают механизмы создания рынка в реальном масштабе времени (т.е. предоставление по Интернету каталога товаров, проведение аукциона, обменов согласования цены и т.д.). Это позволяет покупателям и поставщикам усовершенствовать рынок, повысить ликвидность продукта, сэкономить время, затрачиваемое на процесс покупки и продажи. Создавая место для рынка аггрегированным покупателям и продавцам, Группа формирования добавочной стоимости обеспечивает ее членов более широким доступом к знаниям рынка высокого уровня, новыми возможностями продаж, в чем заинтересованы и покупатели, и продавцы.

Ускоренный рост рынка и контроль заказчика. Используя финансовый и человеческий капитал в качестве инструмента, а также каналы Интернета, связывающие с заказчиком, участники Группы формирования добавочной стоимости, располагающие собственными фирменными знаками, могут значительно расширить границы рынка и сделать более чувствительными отклики на запросы покупателей.

Совместная работа. Члены Групп формирования дополнительной стоимости могут использовать свою относительную прозрачность для совместного планирования, например, производства, управления производственными мощностями, контроля эффективности, совершенствования этих процессов.

Казалось бы, если смотреть на каждое из приведенных предложений отдельно, они выглядят достаточно элементарно. Однако собранные воедино вместе с неизбежными каналами связи Интернета между поставщиком и заказчиком, они становятся уже могущественной стратегией управления компанией.

Особый интерес представляет уже имеющийся и формируемый опыт использования МетаМаркетов и Групп формирования дополнительной стоимости, то есть в конечном итоге МетаКапитализма, в отдельных секторах производства и некоммерческих сферах деятельности.

Производство автомобилей. "Дженерал Моторс" и "Форд" быстро движутся в направлении от позиций оригинальных производителей оборудования к тому, чтобы быть собственниками фирменных знаков автомобилей. Практически это означает основанное на Интернете приближение к автомобильному МетаМаркету. На такой стадии они используют Интернет, чтобы установить более совершенные обмены электронными данными, автоматические системы согласования цен, повысить эффективность процессов в цепочках поставок. "Дженерал Моторс" создал Сайт "e-GM", позволяющий развернуть собственный МетаМаркет.

Его партнер "Исузу Моторс" создает условия для использования этого Сайта как своего МетаМаркета, в частности с каталогом 200000 деталей и узлов, предлагаемых на продажу. "Дженерал Моторс" полагает, что проведение заказов через Интернет позволит снизить стоимость расходов на процедуры и управление продажами со 100 до 10 долларов. По оценкам компании, через несколько лет сам Сайт будет обеспечивать объем продаж до 500 млрд. долл. "Форд" с помощью аналогичной системы надеется повысить объем продаж с 80 до 300 млрд долл. в год.

Химическое производство. В этой отрасли успех МетаМаркета обеспечен высокой объективной сложностью структуры рынка и соответственно будущего МетаМаркета. Со временем МетаМаркет начнет соединять конечных пользователей непосредственно с цепочкой поставок и во многих случаях заставлять владельцев фирменных знаков - производителей химических товаров -преобразовать свои посреднические функции, провести декапитализацию деятельности, сосредоточиться на разработке продукта и управлении заказчиком.

Розничная торговля. Трансформация розничной торговли в Мета-Маркеты идет с необычно высокой скоростью. Системы магазинов, оборудованные Интернетом, повысили предновогодний объем продаж с 3,3 млрд. долл в 1998 г. до 10 млрд. долл в 1999 г. При этом авторов, пользующихся такой нерепрезентативной подборкой, не смущает, что в остальную часть года все могло быть просто наоборот.

Финансовый сектор. МетаКапитализм все время дает новые примеры генерирования капитала и его движения, формирования источников стоимости. И потому требует совершенно новых финансовых продуктов и создает новые институты. На уровне последних Интернет открывает возможность расширить соответствующие стратегии. Движение в направлении виртуальных финансовых услуг через Интернет и связанные с этим технологии должны ускорить переход от высококапитализированных физических взаимодействий с индивидуальными и корпоративными заказчиками к электронным и компьютерным взаимодействиям. Как и в случае с производственным сектором все это приведет к более быстрому дизайну продукта, его внедрению, инновациям, более широкому выбору, удобству, лучшему использованию времени.

Высшее образование. Система высшего образования неотвратимо идет к МетаМаркету. Если бы мир не менялся, можно было бы утверждать, что учебный процесс "лицом к лицу" с преподавателем имеет очевидные преимущества по сравнению с технологией, которая служит посредником. Однако мир меняется, и системе образования, как считают авторы монографии, придется принимать модель МетаКапитализма. Сегодня 65% видов рабочих мест требуют высокой квалификации, против 20% в 1950 г. Однако только 1 человек из 100 на планете имеет высшее образование. Сегодня около 50% студентов находятся в возрасте свыше 25 лет, против 25% в 1975 г. Потребность в высшем образовании будет возрастать, и удовлетворить ее можно будет только через технологического посредника, т.е. через соответствующий МетаМаркет. Для каждого университета придется создать в среднем 25 - 30 Групп формирования дополнительной стоимости. Размер электронно-управляемой аудитории резко возрастет. Появятся консолидированные группы университетов с разделением функций по подготовке тех или иных фрагментов учебного процесса и последующим обменом такими фрагментами. Общий бюджет системы образования составит сумму от 500 млрд до 1 трлн. долл., в то время как средняя стоимость годового обучения для студента снизится до 1500 -3000 долл.

Общественный сектор. В то время, когда под электронным бизнесом подразумевается маркетинг, покупка, продажа товаров и услуг по Интернету и посредством других электронных средств, под электронным правительством имеется в виду использование электронной информации для повышения эффективности, создания новой стоимости, формирования новых отношений между правительством, бизнесом и гражданами. Меморандум Президента США по электронному бизнесу от 28 декабря 1999 г. призвал все федеральные ведомства продолжать использовать Интернет для улучшения обслуживания заказчика и осуществления правительственных процедур более эффективно и прозрачно.

Как видно, МетаКапитализм действительно входит в отрасли экономики и общественную жизнь США семимильными шагами. Однако, во-первых, далеко не все американцы могут им пользоваться, а во вторых, как будет показано ниже, список стран, способных повторить американский МетаКапиталистический подвиг, не очень велик.

Тем не менее, совершенно очевидно, что даже при наличии определенных недостатков в изложении материала, концентрация в одной скромной по объему книге основных положений новой стратегии глобальных компаний с раскрытием их отраслевых аспектов и технологии перехода от традиционных форм управления к менеджменту МетаМаркетов представляет собой громадную методическую и методологическую ценность для российских компаний, подавляющее большинство которых, даже крупных, по своим экономическим показателям пока не может претендовать на позиции глобальных, хотя и несут в себе необходимый для этого потенциал. Другими словами, авторы монографии на уровне корпораций своей работой сделали ощутимый шаг в продвижении глобальных компаний к МетаКапитализму.

Иная картина наблюдается при их попытках спроецировать МетаКапитализм на мировое хозяйство в целом. Главным недостатком книги является то, что в ней не сделано даже попытки очертить условные границы МетаКапитализма. Авторы делают вид, что таких границ в природе просто не существует. И здесь начинаются серьезные ошибки, содержание которых несопоставимо с очень высоким уровнем анализа стратегического менеджмента корпораций. Естественно, речь идет не о том, что авторы специализируются на микроэкономике, а макроэкономика якобы для них является незнакомой сферой деятельности. Проблема в другом: мировое капиталистическое хозяйство невиданными темпами катится к глубокому широкомасштабному кризису, опасность которого состоит не только в близости потребительской катастрофы для большей части населения планеты, но и в том, что такой кризис снесет всю действующую систему регулирования мировой экономикой. Эта система в виде государственных финансовых институтов США и группы международных экономических организаций была создана в первые послевоенные годы и успешно прослужила более 30 лет. Однако позже, уже в 80-е годы, она начала давать сбои, которые в 90-х стали принимать угрожающий характер. Еще 20 лет назад можно и нужно было принимать меры по ее существенной перестройке, однако ни высшие менеджеры ведущих транснациональных компаний, ни правительства западных стран не сделали никаких реальных шагов в этом направлении.

Хотя это может показаться парадоксальным, но именно электронные компании - производители компьютеров, программных продуктов, Интернет-услуг, - стали главными разрушителями действующей системы регулирования мировой экономикой. Они напоминают мощную танковую колонну, которая осуществила глубокий прорыв в тыл противника, оторвалась от своего тыла и баз снабжения, тем самым поставив под угрозу не только себя, но и основную армию, неотъемлемой частью которой она является. Неотвратимость коренной переделки мировой экономической архитектуры, которая неизбежно принесет с собой элементы многополярности, становится все более очевидной. Возможно, именно поэтому авторы монографии сделали смелый, но по своей сути не оправданный шаг, пытаясь рассматривать МетаКапитализм в качестве едва ли не главного инструмента устранения перекосов в мировой экономике и переходу к обществу благоденствия.

Наиболее уязвимыми оказались два показателя, вводимые дизайнерами МетаКапитализма: темпы перехода к нему и динамика капитализации рынка. Первый показатель они оценивают в 18 месяцев, считая, что компании, которые не создадут МетаМаркеты к концу 2002 г., вынуждены будут уйти с рынка вообще или, по крайней мере, потерять лидирующие позиции и выйти не только из состава глобальных, но и из группы ведущих ТНК. Тем самым на компании как бы возлагается серьезная ответственность и за состояние мировой экономики в целом. Но совершенно очевидно, что решение такой задачи требует не полтора - два года, а трех - пяти лет. Второй показатель еще более фантастичен: если объем мирового капитала на рынке за 20 лет возрос с 2 до 20 трлн. долл., т.е. в 10 раз, то в следующие 9 лет по их оценкам он, благодаря МетаКапитализму вырастет с 20 до 200 трлн. долл., т.е. темпы его роста удвоятся.

Иллюзорность такого вывода обусловлена не только циклическим характером производства, что многократно подтверждалось в XX столетии, но и длинными волнами Кондратьева, явным признаком справедливости которых служат надвигающиеся мировой финансовый и структурный кризисы. Объявленные при этом средние темпы роста экономики США в указанный период, более 6% в год в мягком варианте, можно назвать не более, чем экономическим романтизмом. В таком же сверхоптимистическом тоне выдержаны прогнозы экономического развития не только других западных, но и среднеразвитых стран, если в них будет развиваться Мета Капитализм.

К сожалению, авторы предпочитают делать вид, что МетаКапитализм - явление глобального характера, хотя на самом деле его реальные границы обусловлены формулой "бизнес - заказчик", и будучи реализуемыми через Интернет, проходят прямо по территориям самых высокоразвитых стран мира. Так, 52% жителей США имеют персональные компьютеры, остальные жители этой страны либо не хотят, либо не могут позволить себе их иметь. Реальная же перспектива МетаКапитализма в глобальном масштабе - это все тот же "золотой миллиард" пользователей Интернета, а значит, покупателей МетаМаркета. До остальных же пяти миллиардов человек, населяющих планету, глобальным компаниям, как и в прошлом столетии, нет никакого дела. Именно здесь и начинается долгосрочная стратегия ведущих компаний среднеразвитых стран с крупномасштабными экономиками - России, Китая, Индии и ряда других. Но это уже тема отдельной статьи.

Подводя общий итог неординарному вкладу Греди Минза и Дэвида Шнейдера в современную политическую экономию, нельзя не видеть их лидирующую роль в формулировании основных положений МетаКапитализма на его начальной стадии становления. Эти положения могут сыграть решающую роль в разработке стратегии ведущих российских компаний, располагающих потенциалом превращения в глобальные и управляемые настойчивыми, целеустремленными менеджерами с глобальным мышлением.

Другой важный аспект монографии состоит в том, что скорейшее принятие идеи МетаКапитализма с развертыванием собственных электронных компонентов МетаМаркета при соответствующей научной проработке и адаптации к отечественным условиям могло бы сыграть существенную роль и в укреплении российской государственности.
Андрей СУББОТИН
 
Метакапитализм на Амазоне.


Источник: http://www.rags.ru/akadem/all/11-2001/11-2001-121.html
Категория: Сотрудничество и кооперация | Добавил: vmestesovsemi (02.01.2009)
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]